«Поговорим о нравственности»

20.03.2019 22:26

При воспитании нравственных чувств, необходимо, прежде всего развивать у ребенка
способность к переживанию. Эмоциональная восприимчивость во многом определяет
умение сочувствовать. У ребенка появляется желание заботиться о других.
В одних и тех же случаях разные дети ведут себя по разному. Одни заботливы, готовы
прийти на помощь, пожалеть. Другие равнодушны. К сожалению, взрослые не всегда
понимают, что проявление сочувствия у детей начинается с малого, с простых на первый
взгляд вопросов : «Тебе больно?», «Отчего ты грустишь?». Дети реагируют на
доброжелательное отношение к ним, тянутся к людям добрым, отзывчивым. Необходимо
обращать внимание на первые, порой незначительные попытки ребенка проявить
сочувствие. Дошкольник переживает и сопереживает особенно искренне. Искренни его
радость, смех, слезы, удивление, печаль. Поэтому важно не упустить момент.
Добрые поступки детей необходимо замечать и оценивать. Одобрение взрослых помогает
ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.
Учить детей сочувствию надо как на положительных, так и на отрицательных примерах.
Только при сравнении доброго со злым формируются нравственные чувства ребенка.
Перед родителями часто встает вопрос — как преподнести ребенку плохое, о чем он
должен знать и не должен знать, на все эти вопросы нет однозначного ответа. В каждом
конкретном случае взрослые должны использовать соответствующие приемы воздействия
на ребенка. Конечно, ни в коем случае нельзя способствовать проявлению озлобленности
у наказанного ребенка или чувства превосходства, злорадства у других детей. Нужно
объяснить провинившемуся справедливость наказания. Поведение и деятельность ребенка
более целеустремленны, осознанны и эмоционально насыщенны, если в их основе лежит
заботливое, внимательное отношение к людям, помощь, отзывчивость,
доброжелательность. Большое внимание на ребенка оказывает микроклимат в семье. Если
родители делят между собой трудности и радости, то ребенок копирует такие формы
взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение к своим близким, а потом и ко
всем остальным